Рубрики
Межкультурный менеджмент

Почему для менеджера важен культурный интеллект

«Культурный интеллект» — что это и почему он так важен? Согласно аспектам управления организацией, выработанными Henri Fayol (Анри Файоль), основоположником теории менеджмента на предприятии, руководитель должен досконально знать свой персонал и сплотить работников для того, чтобы объединить усилия команды.

Действительно, управление командой заключается в том, чтобы направлять своих сотрудников, помогая эффективно работать вместе. Но задача менеджера на этом не заканчивается. Обратимся к Оливье Мейе, французскому исследователю и специалисту по межкультурным коммуникациям. Он утверждает, что кросс-культурный менеджмент – это «метод управления, который признаёт и учитывает культурные различия, пытаясь внедрить их в функционирование компании, с целью улучшения её экономических и социальных показателей.

Итак, в контексте глобализации менеджер, столкнувшийся с задачей организации работы представителей разных культур, должен показать, что понятие «культурный интеллект» ему хорошо знакомо. Кроме того, успех руководителя, развивающегося в межкультурном контексте, основывается на тонком равновесии. Поэтому оно заключается в том, чтобы адаптировать стиль управления к культуре каждого из своих сотрудников, учитывая при этом ожидания руководства и внутренние практики управления командой. Менеджер должен обращаться с членами своей команды равнозначным образом, беря, однако, в расчёт особенности каждого и уважая их культурные коды. Такой подход  усиливает совместную работу и сплочённость команды.

Сначала культурный шок может привести к волнениям в группе или даже спровоцировать чувство отторжения у некоторых её членов. Задача руководителя — сделать всё возможное, чтобы успокоить сотрудников и убедить отказаться от предубеждений и стереотипов в пользу принятия. Всё это необходимо, чтобы гарантировать стабильность и чувство уверенности в команде. О важных составляющих хорошего руководителя читайте в нашей статье.

Культурное разнообразие, на первый взгляд, может представлять риск, вызывая проблемы коммуникации в команде. Тем не менее, оно однозначно является источником развития и благополучия организации в будущем.

Культурные различия на практике

Чтобы облегчить понимание культурных особенностей, существующих в мире, эксперты объединяют их в 4 крупные группы. Они различаются по ценностям, убеждениям или, что более ощутимо, ежедневным поведением, в том числе и в деловой сфере.

К примеру, для Западных стран характерно пожатие руки коллегам в начале встречи. В то время как настолько тактильный жест не принят в некоторых азиатских странах, где приветствие выражается кивком головы.

Также мы можем вспомнить, что роль контракта является основополагающей для профессиональных отношений в англо-саксонских странах. Тогда как для японцев, к примеру, договорное соглашение – это лишь формальность, точка отсчёта отношений по контракту, условия которого могут изменяться с течением времени.

Таким образом, менеджер, оказавшийся в межкультурном контексте, должен пытаться адаптироваться к культурным кодам своих бизнес-партнёров. Это необходимо, чтобы обеспечить здоровые и продолжительные деловые отношения. Как Вы понимаете, сотруднику, не понимающему такое понятие как «культурный интеллект», будет сложно выстроить эффективную коммуникацию.

Культурное разнообразие в корпоративных рамках — возможно ли такое?

В управлении культурными различиями сотрудников не стоит забывать другой значительный аспект: корпоративная культура и её уважение. Действительно, каждая компания обладает своей культурой с принятыми нормами и ценностями. Она обеспечивает структурированность всей организации, связывая сотрудников и ведя их в одном направлении в рамках позиционирования компании, её миссии и ценностей.

В профессиональном контексте культура компании преобладает над личными убеждениями и практиками. Тем не менее, она не должна игнорировать или, что ещё хуже, не считаться с культурными различиями персонала. Учитывать культурные аспекты и организовать их совместное существование – не всегда очевидная задача для менеджера, но игра стоит свеч. Понимание и уважение традиций и убеждений сотрудников будет являться мотивацией к их эффективной работе на благо организации.

«Прогресс рождает разнообразие культур и признание личности» — сказал Пьер Жольо. Это утверждение прекрасно иллюстрирует то, что культурные различия могут стать двигателем изменений, предлагая перспективу инноваций в рамках компании.

Вы всегда можете обратиться к опытному специалисту в своем деле и настроить «нужный контакт» среди сотрудников, обратившись к бизнес-консультанту.

В заключение отметим, что грамотно использовать культурное разнообразие как преимущество и силу своей команды – вот, что компания ожидает от руководителя, работающего в межкультурном контексте.

3 ответа к “Почему для менеджера важен культурный интеллект”

[…] В предыдущей статье мы поговорили о необходимости для менеджера найти культурный баланс в компании. В этой статье мы поговорим о теории, разработанной Гертом Хофстеде. В 1971 году он провёл исследование в рамках работы в нескольких филиалах компании IBM. Нидерландский социолог сравнил  национальные культуры многих стран, чтобы понять стили управления, согласно 4 главным критериям, которые были названы «культурные измерения». Позже к этим критериям добавились ещё два, чтобы сделать результаты сравнительного анализа более точными. Рассмотрим подробнее это исследование культурной дифференциации, предшественника межкультурного менеджмента. […]

[…] См. также «Почему для менеджера важен культурный инт… […]

[…] себя и своих подчинённых. Об этом было написано в одной из наших статей. Таким образом DISC становится инструментом обучения […]

Обсуждение закрыто.